06:36 Торг уместен |
-->
На вопросы журнала отвечает генеральный директор АО «Газпром газэнергосеть» Андрей Дмитриев. Алгоритм торгов — Андрей Игоревич, сегодня мы с вами говорим об электронных торгах — о бирже и электронной торговой площадке (ЭТП). Как и для чего электронные торги были организованы? — Началось с того, что в 2013 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала «Газпром газэнергосеть» организацией, доминирующей на рынке нефтепродуктов. Да, наша рыночная доля невелика, но мы находимся в одной группе с «Газпром нефтью» и должны выполнять все требования, которые предъявляются доминирующим игрокам. В том числе требования о реализации нефтепродуктов на бирже. С октября 2013-го наши нефтепродукты продаются на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Что касается рынка сжиженных углеводородных газов (СУГ), то мы не стали ждать постановлений ФАС, так как здесь «Газпром газэнеproсеть» — объективно один из лидеров российского рынка. Хотя значительная часть нефтепродуктов реализуется на СПбМТСБ, по СУГ упор на биржу делать не стали. Здесь есть ряд нюансов. Первый — на бирже продукт реализуется неограниченному кругу лиц, и мы вынуждены поставлять товар на любую станцию назначения, которую укажет покупатель. Но в политике нашей компании не первый год действует железное правило: мы грузим СУГ только на те станции, где есть соответствующим образом освидетельствованная газонаполнительная станция (ГНС). Биржа не могла обеспечить соблюдения этого правила. Второй нюанс — алгоритм биржевых торгов. Используемый на биржах двойной встречный аукцион — высокоэффективный инструмент. Но только в том случае, когда ликвидность рынка высока, когда на нем много игроков. Даже по рынку нефтепродуктов ликвидность не очень велика, хотя в торгах участвуют практически все крупные компании. Каждая из этих компаний торгует на своем базисе (точке отгрузки товара). Базисов огромное количество, и они географически удалены друг от друга. Поэтому движения цены аукциона, свойственного высоколиквидным рынкам, не происходит. Да, торги прозрачны, независимые компании получают доступ к нужному им товару. Но в данных условиях мы решили пойти другим путем. Торги по СУГ, которые мы запустили в марте 2014 года, принципиально отличаются по алгоритму торгов — у нас не двойной встречный, а последовательный аукцион. Аукцион начинается со стартовой цены, которая при отсутствии спроса пошагово снижается до определенного минимального уровня. И только с момента, когда весь товар, выставленный на аукцион, заявлен к покупке (либо при достижении минимального уровня), цена прекращает падать. В ином случае, когда спрос большой, цена повышается, но тоже до определенного максимального уровня. Этот уровень — 5% к стартовой цене. Время торгов ограничено 30 минутами. Как продавец мы в этих торгах не участвуем и никак не влияем на цену, на нее влияют только покупатели. Результат аукциона — результат их усилий. — А как высчитывается стартовая цена? — Как средневзвешенная цена предыдущего аукциона. — Кто еще на российском рынке работает по такой схеме? — Никто, мы новаторы. Фьючерс для «дачного газа» — Что вам дает такой подход к ценообразованию? — Мы уверены, что формирующаяся цена — честная. И покупатель в это верит. А федеральные органы получают показательный ценовой ориентир. Механизм ценообразования, который мы дали, очень прозрачный. — У такого подхода есть минусы? — Скорее известные сложности. При реализации любого продукта на свободном рынке нет понимания, какой будет цепа в тот или иной период. Возникают некоторые риски. Любые торги усиливают волатильность рынка, усложняется планирование. Возникают проблемы и у покупателей, которые осенью вынуждены покупать СУГ по высоким ценам, так как на рынке возникает сезонный повышенный спрос, а зимой наоборот — пропан-бутан дешевеет, так как спрос минимальный. — Почему зимой спрос ниже? — У нас два основных направления сбыта: СУГ как моторное топливо и СУГ как топливо в коммунальнобытовой сфере. Спрос на газомоторное топливо — величина более-менее постоянная в годовом выражении, но в январе-феврале он традиционно ниже, а летом и осенью люди ездят больше. — А коммунально-бытовая сфера разве не сглаживает этот провал? — Наоборот. На комбыте сезонность выражена еще ярче. В нашей стране высокий процент газификации. Городское население больше использует трубопроводный природный газ. Среди не газифицированных населенных пунктов преобладают сельские поселения, дачные поселки. Объемы потребления СУГ связаны с сезонной миграцией населения. Как только сходит снег (а происходит это ближе к маю), люди начинают активно выезжать за город. Еще больший всплеск потребления наблюдается в августе и сентябре, когда делают заготовки на зиму. А зимой газ продается хуже. — В общем, в России СУГ — «дачный газ». — Можно сказать и так. Регуляторы борются с волатильностью на рынке нефтепродуктов. Они хотят стабильности. А добиться ее можно только с помощью запуска производных финансовых инструментов на бирже. Например, фьючерсов. Которые позволят хеджировать ценовые риски как продавцу, так и покупателю. Но запустить такой инструмент можно, только если участники торгов доверяют алгоритму формирования цены. Мы поставили задачу сформировать такой алгоритм. — По СУГ? — Сначала по СУГ, а затем и по гелию, и по нефтепродуктам. В апреле 2014 года мы начали похожие торги по нефтепродуктам на мелкооптовом рынке ХМАО (Югра), с сентября 2015-го — оптовые торги бензином на базисе Салаватского завода. Также активно используем торговую площадку для торгов гелием — газообразным и жидким. Но производных финансовых инструментов пока не запустили, хотя планы есть. Сейчас идут консультации с Центробанком о возможности запуска фьючерсов на индексы АО «Газпром газэнергосеть», формируемые на электронной торговой площадке. Сложность в том, что используемая нами электронная площадка не подпадает ни под закон об организованных торгах, ни под контроль Центрального банка. Организатором торгов являемся мы. Естественно, позиция регулятора по этому вопросу очень осторожная. — А как вы хотели бы организовать применение фьючерсов? — Пока ситуация выглядит очень простой: за месяц торгов цена может сильно колебаться. Запускаем фьючерсный контракт, датой экспирации которого будет последний рабочий день месяца поставки, экспирация будет производится по средневзвешенной цене торгов за месяц. Глубина фьючерсного контракта будет зависеть от интереса рынка. Что это дает покупателю? Например, покупатель приобретает фьючерс по цене, которая его устраивает, и в необходимом объеме, а затем равномерно в течение месяца выкупает объем наличного товара на торговой площадке. В этом случае, независимо от цены покупки в каждый конкретный день торгов, всю партию он получит по той цене, по которой он купил фьючерс. Таким образом, покупатель защищает себя от ценовых колебаний. Возможно, он бы и выиграл, если бы цена на площадке оказалась ниже цены покупки фьючерса, но где гарантии? Это один из сценариев использования фьючерсного контракта. Подчеркну, что мы планируем ввести расчетный, а не поставочный фьючерс. Станция назначения — Какой объем СУГ выставляется на торги на ЭТП? — Изменение объема в ту или иную сторону, его неопределенность — всё это усиливает колебания цен. По-этому каждый день мы продаем одинаковое количество лотов: восемь лотов — 288 т (один лот равен одному вагону-цистерне). В среднем в месяц получается реализовать через электронную площадку около 4% всего объема СУГ, производимого заводами ПАО «Газпром». — А по нефтепродуктам? — Мы продаем через электронную площадку более 30% объемов мелкого опта в ХМАО и ЯНАО и более 30% в оптовом канале сбыта — на бирже СПбМТСБ. Для покупателя еще один плюс нашей электронной площадки в том, что мы торгуем на одном базисе, а поставки можем осуществлять на других. Окончательная цена формируется в зависимости от того, на какую станцию подана заявка. Мы можем предложить покупателю отгрузить товар с другого завода (в том числе с заводов компаний, не входящих в Группу «Газпром»). С запуском в сентябре торгов бензином на Салавате, где расположены производственные мощности ОАО «Газпром нефтехим Салават», мы довели выручку от торгов на электронной площадке до более чем 1 млрд рублей в месяц (по всем категориям). Кроме прочего, сейчас наша компания развивает мелкооптовые продажи СУГ в Нижнем Новгороде, планируем применять эту практику для развития мелкого опта во всех других регионах. Фактически осваиваем новый сегмент. Одно дело, когда вы отгружаете товар вагонами-цистернами, а другое — автоцистернами. Клиентская база автоматически увеличивается, так как не всем нужен большой объем. — Покупатель видит, сколько ему придется доплатить за поставку? — Разумеется. По всем товарным позициям для участия в торгах нужно заключить с нами договор, в котором эти вопросы прописаны. Также существует алгоритм определения окончательной цены, который привязан к торгам. Покупатель сам выбирает интересующий его базис из предложенных. Тарифная сетка видна. — Электронной площадкой пользуются крупные или мелкие потребители? — Площадкой пользуются все. Примерно в равной степени. По всем товарным позициям у нас зарегистрировано около 300 компаний-покупателей, регулярно поступают новые заявки на заключение договоров покупки на электронной площадке. — Покупатели просят объяснить, как площадка работает? — У нас есть инструкция, а если проблемы возникают во время торгов, то в режиме онлайн можно позвонить нашим специалистам либо консультантам с электронной площадки, которые помогут оперативно справиться с проблемой. Точки продаж — Почему гелий вы продаете только с электронной площадки, а на биржу не выводите? — По требованию ФАС на бирже должно быть минимум два продавца. Где же мы возьмем второго, если единственным производителем гелия в нашей стране является «Газпром», а мы — единый оператор по рынку гелия? Кроме того, ликвидность на рынке гелия еще ниже, чем на рынке СУГ, а специфика гелия как товара сильно отличается от традиционных биржевых товаров, что потребовало бы от биржи разработки отдельной секции. Это экономически для биржи было бы неэффективно. — Откуда отгружаете гелий? — Гелий мы отгружаем с площадок в Москве, Питере, Новосибирске, Оренбурге. Но по гелию у нас единая политика ценообразования на всех базисах. Поэтому торги идут на едином базисе. Торги по гелию отличаются от торгов по другим продуктам, которые мы проводим на электронной площадки. По остальным продуктам пена не может падать и повышаться более чем на 5 %, а по гелию — на 10%. Гелий продается в двух видах — жидком и газообразном. По жидкому гелию основными рынками являются Москва и Питер. Один контейнер — это примерно 37 тыс. л. Реализовать такой объем на региональных рынках очень сложно. Да и вообще крупных покупателей, способных оперировать такими объемами, в РФ единицы. Поэтому мы продаем жидкий гелий уже разлитым в сосуды Дьюара и на тех же базисах развиваем сбыт газообразного гелия, который образуется при розливе жидкого. Мы стараемся организовать не только оптовую, но и розничную реализацию газообразного гелия. Поэтому через ЭТП сбыт гелия осуществляется не только в специализированных емкостях, но и в баллонах. С одной стороны, резко расширяется покупательская база (не всем нужны крупные партии), а с другой — гелий в баллонах дороже. Дополнительная прибыль. — Как в целом реагирует рынок на торги на электронной площадке? — Мы очень внимательно работаем с обратной связью с рынка. Конечно, бывает и критика, но в большинстве случаев слышим в свой адрес лестные отзывы. Критика, если она конструктивна, тоже не остается незамеченной. Мы постоянно находимся в развитии и делаем наши торги еще более удобными и прозрачными для покупателей. Когда мы запустили торги по бензину на ЭТП, к нам пошли трейдеры и заявили, что могут отгружать топливо с других заводов и хотели бы стать поставщиками. Допустим, что мы продали на электронной площадке какой-то объем в географическую точку, куда нам не очень выгодно грузить с наших заводов. А у такого поставщика есть ресурс на другом заводе. Разумнее взять их ресурс и перепродать нашему покупателю. — Планируете расширять географию поставок? — Да. Собираемся делать базисы на мелкооптовых региональных рынках СУГ и нефтепродуктов. По сжиженным углеводородным газам ведем переговоры с «Газпром экспортом» о возможности допуска к торгам покупателей с внешнего рынка. Нас как представителей российского рынка не устраивает, что он ориентируется на чужие котировки. Российский рынок сам должен быть ориентиром, по крайней мере для ближайших соседей. Сейчас долгосрочные контракты по пропан-бутану привязаны к мировым котировкам. А мы хотим, чтобы экспортеры принимали решение об экспорте сжиженных углеводородных газов, глядя не только на западные, но и на наши котировки. Для этого и нужно допустить внешних покупателей. В перспективе это позволит государству пересмотреть подход по тарифному регулированию. Сейчас пошлины устанавливаются в долларах, а неплохо бы в рублях и не по показателям DAF Brest, а по результатам расчетного дифференциала котировок внешнего и российского рынков. — Будете увеличивать объемы торгов? — Да, примерно на 25%. По СУГ доведем реализацию через ЭТП до 5% от объемов производства. Это требование ФАС. И если объемы производства вырастут, мы пропорционально увеличим объемы торгов. — Как изменится количество точек отгрузки к 2020 году по всем категориям? — По гелию рассматриваем дополнительно три точки: Дальний Восток, возможно, Казань и Ростов-на-Дону, а по нефтепродуктам и сжиженным газам точки реализации зависят от наличия наших нефтебаз и газонаполнительных станций. Будем стремиться к этому, чтобы задействовать их все. Беседу вел Александр Фролов. |
Всего комментариев: 0 | |